"Поэтому социологическое настроение слепого совсем иное, нежели у
глухого. Для слепого Другой фактически присутствует только в
последовательности, в сменяющих друг друга высказываниях. Беспокойная и
беспокоящая одновременность всех сущностных черт, следов всех прошлых
переживаний, которая отображена на лицах людей, скрыта от слепого, и в
этом, возможно, причина того мирного и спокойного, равномерно
дружелюбного ко всем окружающим настроения, которое столь часто
наблюдается у слепых. Именно множественность того, что может показывать
лицо, делает его часто загадочным; как правило, то, что мы видим по
человеку, интерпретируется с помощью того, что мы от него слышим, в то
время как обратное бывает много реже. Поэтому тот, кто видит, не слыша,
гораздо более смущен, обескуражен и обеспокоен, чем тот, кто слышит, не
видя. Здесь, вероятно, заключен момент, важный для социологии большого
города. Жизнь в нем, по сравнению с малым городом, обнаруживает
гигантский перевес оптического восприятия Других над акустическим, и не
только потому, что на улицах в малом городе человек сравнительно часто
встречает знакомых, с которыми он обменивается парой слов, и вид которых
воспроизводит для него всю личность, а не только ее видимую часть; дело
прежде всего в общественном транспорте. До распространения автобусов,
поездов и трамваев в ХIХ веке люди вообще не попадали в ситуации, когда
они могли или должны были смотреть друг на друга в течение многих минут
или часов, не разговаривая при этом друг с другом. Современный транспорт
во все возрастающей мере отдает подавляющую часть всех чувственных
связей между людьми во власть одного лишь зрения и неизбежно изменяет
тем самым в корне условия функционирования общих социологических чувств.
Только что упомянутая большая загадочность человека, которого мы только
видим, по сравнению с тем, которого мы слышим, является, в силу
упомянутого дисбаланса, составной частью проблематики современного
жизнеощущения, чувства дезориентации в жизни, одиночества и впечатления,
что нас со всех сторон окружают запертые двери".
Георг Зиммель, Из “Экскурса о социологии чувств”
"Современный транспорт во все возрастающей мере отдает подавляющую часть всех чувственных связей между людьми во власть одного лишь зрения" - Георг просто не ездил в метро в час-пик. К зрению добавляется и начинает превалировать над ним осязание. Что бы он сказал по поводу того, что теперь можно не только смотреть не разговаривая, но еще и тереться друг об дружку при этом XD
ОтветитьУдалитьГеорг просто умер в 1918, не дождался. Но, по правде говоря, я думаю, что если это не какой-либо информативный тактильный контакт, а просто соприкосновение с человеком в метро, то все равно главное социологическое значение остается у зрения, потому как взгляд без слов можно интерпретировать как угодно. В соприкосновении же обычно нет загадки, тут все достаточно просто - можно ощущать неудобство, антипатию, симпатию и прочие понятные вещи, но при соприкосновении ты никогда не почувствуешь того, что рождается, когда встречаются взгляды.
ОтветитьУдалитьВ корне с тобою не согласен. Это все вообще очень субъективные вещи. Есть те, кто любит ушами и те, кто любит глазами, но не забывай о тех, кто любит руками (как бы двусмысленно это не прозвучало =р) Да, возможно в соприкосновениях в метро нет никакой загадки, но не надо все соприкосновения под одну гребенку. Лично для меня осязательные ощущения всегда были на первом месте, а достопочтенный Георг, да будет земля ему пухом, даже и словом об этом не обмолвился.
ОтветитьУдалитьЭй-эй, мы же говорили про метро и час-пик. Во-первых, я не сметала все соприкосновения под одну гребенку. Я говорила лишь о тех, что происходят в метро между незнакомыми людьми. В статье, из которой я вырвала этот отрывок, речь идет не о том, кто чем любит. То есть вовсе не о кинестетиках, аудиалах и проч. Речь идет о том, какими способами мы познаем Другого, незнакомого нам человека.
УдалитьТак как мое растущее с каждым днем и без того завышенное эго просто не может принять поражения, придется признаться, что в час-пик в метро я тайком трогаю людей. С целью их познания, разумеется.
УдалитьXD